«Википедия» определяет «лебедку», как «механизм с тяговым усилием, передаваемым посредством гибкого элемента от проводного барабана». В качестве гибкого звена могут быть канат, трос, цепь.
Разнятся и их материалы. Бывают металлические и тканные ленты. Разнятся у лебедок и приводы. Старинным является ручной. Современный и более производительный – электрический привод. О лебедках с ним и поговорим.
Описание и характеристики электрической лебедки
Внешне лебедка электрическая – аппарат горизонтальной компоновки. Иначе говоря, элементы установки расположены на одном уровне параллельно земле. В центре конструкции принято ставить барабан.
Это катушка с тягловым тросом. Его намотка и толщина бывают различными. В одних моделях трос длиной в 5 метров и диаметром в 3 миллиметра, а в других шнур тянется на 40 метров и в толщину составляет около сантиметра.
По бокам от катушки лебедки электрические тяговые демонстрируют редуктор и мотор. Последний может располагаться и над барабаном. В этом случае конструкция лебедки считается вертикальной.
Электрический привод на лебедке:
-повышает КПД установки
-обеспечивает возможность запуска под нагрузкой
-дает возможность управлять лебедкой дистанционно, к примеру, с электропривода
-позволяет удобно регулировать работу аппарата, реверсировать его
Под реверсированием понимается возможность обратного движения. То есть, электролебедки не только тянут грузы, но и отпускают их.
Дабы процесс был под контролем, на установки ставят тормозы. Они исключают хаотичное разматывание или сворачивание троса.
К плюсам наличия в лебедке электродвигателя стоит добавить его недочеты:
- Пожароопасность установок, ведущая к возможности взрыва
- Трудоемкость обслуживания электрической установки, ее ремонта
- Ненадежность в судовых условиях (там предпочтительны лебедки на паровом двигателе или ручные)
Последний недочет электромеханизмов связан не только с возможностью отсутствия электричества на судне. Больше важно влияние привода лебедки на функционирование судовых приборов.
Речь о радиостанции, компасах. Так же, электропривод может привести к коррозии поверхностей корабля. Металл портится не только от влаги, но и тока. Такая порча называется электрокоррозией. При работе лебедки возможна утечка тока, а это лишний риск.
Минусами могут обернуться и плюсы установок. Лебедка автомобильная электрическая, к примеру, садит двигатель, пользуя для работы его ресурсы.
К тому же, электроустановка солидно весит, утяжеляя машину, что важно в дальних путешествиях и при экстремальной езде.
Отдельной статьей тяжести в лебедке может стать трос. Его синтетические, тканные варианты легки, чего не скажешь о металлическом плетении.
К тому же, стальные волокна со временем склонны растрескиваться. Это уменьшает надежность троса и обязывает работать с ним в перчатках. Иначе, можно пораниться торчащими остриями металла.
Минусы есть и у синтетических шнуров. Полимеры в их составе утрачивают гибкость под действием ультрафиолета. Следовательно, лебедка электрическая переносная с синтетикой нуждается в укрытии от солнца.
К тому же, полимерные нити мягче металла. Песок на бездорожье, к примеру, протирает синтетику. Поэтому, после использования лебедок на пересеченной местности, их тросы очищают от частиц породы.
Виды электрических лебедок
Так называемая академическая классификация лебедок отсутствует. В народе принято выделять 5 видов аппаратов. Разбивка ведется по назначению:
№1 Маневровые механизмы применяют для перемещения вагонов, цистерн. Вне рельсов они громоздкие и тяжелоподвижные. Поэтому на территориях возле путей, к примеру, ремонтных цехах, вагоны передвигают лебедками.
Справиться с нагрузкой способны только электрические модели, присеем о 2-ух барабанах. Такие по мощи способны заменить тепловоз.
Аренда последнего менее выгодна, чем покупка маневровой лебедки. У последней экономичный двигатель. Электровоз «наест» больше.
Грузоподъемность некоторых электрических машин составляет 950 тонн, а это 10-15 жд-вагонов. На такое не способна ни одна другая лебедка. Два барабана в прочих установках тоже не найти.
№2 Тяговые лебедки сделаны для погрузки и разгрузки. Аппараты компенсируют усилия подъемных устройств, сами при этом, в вертикальной плоскости объекты не перемещая. Проще говоря, лебедки категории обеспечивают тяговое усилие для прочей техники.
Тяговая лебедка электрическая весит 500 кг. и более, для частых перевозок не предназначены, ставятся на 1-ом предприятии, где и служат свой век.
На его протяжении установки обеспечивают тягловую скорость около 35-ти метров в минуту. Но, за блага приходится платить.
Мощность аппаратов группы начинается от 8-12kv. Лебедка электрическая тяговая может потреблять и 45 киловатт. Это не только влияет на цену эксплуатации, но и на требования к установке, обслуживанию.
№3 Монтажные аппараты в скорости в 3 раза уступают тяговым. Зато, установки класса и поднимают грузы, и перемещают их в горизонтальной плоскости.
Как и тяговые, монтажные механизмы относятся к промышленным, стационарным. Весят установки от 600-от килограммов, а потребляют минимум 7 киловатт в час.
Масса монтажных лебедок исключает их подвешивание. Аппараты устанавливают на полу. Перед тяговыми лебедки «хвастаются» не только способностью самостоятельно поднимать и опускать грузы, но и большей канатоемкостью. Иначе говоря, в намотке монтажных моделей больше метров троса.
№4 Малогабаритные лебедки весят примерно 40 килограммов. Для багажа авто прилично, но в сравнении с промышленными установками — ничто.
Монтаж аппаратов столь же легок, как и вес. Нужное для работы напряжение сети – 220 В. Лебедка электрическая, при этом, может устанавливаться на балку. Это неподвижный вариант. Можно, так же, «посадить машину на каретку и двигать.
В противовес достоинствам малогабаритных моделей встает малая грузоподъемность. Она редко превышает 2 тонны. Скорость движения грузов тоже оставляет желать лучшего.
У малогабаритных установок есть планетарный подвид. Названием обязан использованием в лебедках планетарного редуктора. В нем ведущая шестеренка имеет внутренние выступы и соединена с малой шестерней.
Соединением служат несколько сатеплитных элементов. Это тоже шестерни, вращающиеся вкруг основной. Похоже на планеты, вращающиеся вблизи Солнца. В прочих редукторах лебедок ведущее и ведомое колеса сцеплены напрямую.
Планетарная передача позволяет лебедкам оставаться легкими и компактными, ставя среди малогабаритных рекорды по мощности. Однако, за нее приходится «платить» рабочим напряжением в 380 ватт. Это промышленный показатель.
«Обходят» его планетарные аппараты с грузоподъемностью до 500-от кило. Такие довольствуются 220-ю ваттами. При этом, высота подъема и его скорость в разы больше, чем у обычных малогабаритов.
Планетарные лебедками категории управляют с пульта. Он защищен от влаги. Надежен в механизмах группы и тормоз.
Не удивительно, что лебедка электрическая строительная планетарного типа конкурирует при возведении зданий с промышленными. Впрочем, о предназначении электрических подъемников поговорим в отдельной главе.
Применение электрических лебедок
Нюансы применения электрических лебедок вытекают из их классификации. Монтажными аппаратами поднимают на высоту конструкционные элементы зданий, мостов. Для удобства, многие модели встраивают в глобальные подъемники.
Малогабаритные лебедки вездесущи, подходят и для небольших строек, и для спасения застрявшего авто, и для помощи в сервисных службах.
Аппараты пригождаются на станциях технического обслуживания, в фермерских хозяйствах. По сути, лебедки нужны повсюду, где требуется поднять, переместить, опустить тяжести.
Назначение тяговых лебедок ограничен погрузочно-разгрузочными задачами. Установки класса «дежурят» в портах, вблизи железнодорожных станций, на стройках.
Здесь лебедки считают бесценными, но лишь в переносном смысле. В реальности у каждой установки своя стоимость. Итак, следующий вопрос – цена лебедки электрической.
Цена на электрические лебедки
Цена электрической лебедки может быть и 16 000 и 1 500 000 рублей. Все зависит от класса, мощности, габаритов установки. Влияет на стоимость и место производства, именитость изготовителя.
Громкие имена есть не только среди европейских, но и среди российских брендов. Известна, к примеру, серия лебедок «ТЛ» от одного из предприятий Санкт-Петербурга. Рассмотрим модель «9А».
Стоит она в районе 100 000 рублей. Конструкция стальная. Диаметр барабана превышает 20 сантиметров. Трос на катушке металлический. 80-метровый канат приобретается отдельно.
Установка работает и на горизонтальное, и на вертикальное перемещение грузов, славится надежностью и устойчивостью.
В сопроводительных к лебедкам письмам часто отмечают запрет передвигать с помощью устройств людей. Важны, так же, предосторожности в работе с автомобилями. На бампер лебедки не ставят.
Так закрывается барабан. К тому же, лебедка на бампере – риск его сноса. Рискнуть можно и своим здоровьем. Для этого достаточно взять руками натянутый трос, перешагнуть через него.
Осторожность соблюдают и подключая механизмы к сети. Как говорилось, лебедки несут потенциальную опасность возгорания, взрыва.