Горячекатаный стальной швеллер – это те самые железные балки, из которых сваривают каркасы большинства современных сооружений – от жилых многоэтажек и офисных небоскребов, до мостов и вагонов поездов.
Представить современную архитектуру без использования швеллера в качестве опоры практически невозможно. Его применение не только удешевляет и облегчает сам процесс строительства, но и позволяет решить множество инженерных задач.
Вероятно, самый яркий пример использования швеллеров – группа отечественных небоскребов «Москва Сити». Без применения в виде основы швеллерного каркаса такая постройка была не возможна.
Описание и характеристики
«Готовится» швеллер горячекатаный (ГОСТ 8240–97) следующим образом – расплавленная до определенного градуса масса стали заливается в приемную форму сортового станка, при прокате через который изделию и придается конечный вид, схожий с буквой «П».
Вес швеллеров, изготовленных методом горячего проката гораздо ощутимее, чем у его «холодных родственников», именно эта характеристика позволяет данным опорам выдерживать большие нагрузки. Но она так же и существенно ограничивает определенные параметры швеллера.
Стандартные, являющиеся оптимальными, размеры варьируются в зависимости от вида изделия в таких рамках:
- длина изделия – 4-12 метров;
- ширина «полки» — 30-115 миллиметров;
- высота – 50-400 миллиметров.
Принятые стандарты размеров могут быть изменены в связи с инженерной необходимостью и при наличии возможности их изготовления непосредственно на предприятии.
Однако увеличивать «просто так» или уменьшать прописанные в ГОСТах габариты – нельзя, технологически нужно соблюдать допустимые отклонения в соотношении размер-масса, иначе конструкция просто рухнет.
Среди недостатков таких изделий есть и следующие моменты:
- тяжелый вес;
- подверженность ржавчине, процессы коррозии в этих балках остановить крайне сложно.
Наличие ржавчины объясняется тем, что в сталь горячекатаную для швеллеров не входит алюминий.
Поэтому нужно соблюдать определенные условия в хранении и транспортировке этих балок. Нельзя просто привезти «кучу» железа, «сбросить» на землю и оставить так до того, как к ним подойдет очередь.
Хотя именно такое отношение и можно наблюдать на многих строительных объектах, это – нарушение условий применения изделий, которое может привести к полному изменению всех свойств швеллеров.
Виды
Размеры горячекатаных швеллеров зависят от их разновидностей, а вот виды этих изделий, согласно ГОСТу выпускаются следующие:
- похожие формой на «П» — самые распространенные, с гранями «параллельные полки»;
- похожие по форме на «У» — у такого вида «полки» скошены в определенный угол;
- напоминающие внешне «Э» — это швеллер гнутый горячекатаный, закругленный и самый легкий из всех, так же и самый экономичный;
- сходные с «Л» — этот вид практически не отличим от «П», но обладает меньшими габаритами и весом, мост или небоскреб из него не построить, а вот для небольших каркасных домов – это идеальное решение;
- похожие на «С» — специализированные изделия, использующиеся при решении сложных инженерных задач.
Сходство с буквами вполне «официально», эти буквы и дают названия разновидностям балочных швеллеров. Помимо «буквенных» типов есть и разделение швеллеров по классам, это:
- «А» — класс изделий высокой промышленной прочности и технологической точности;
- «В» — класс изделий с повышенной прочностью и точностью применения.
Особых различий между ними нет, на практике значимо толь положение «точности» — стыковка и сварка более «точных» балок гораздо проще, чем тех, чьи «спилы» могут иметь допустимые неровности, выступы и так далее.
Все виды изделий выпускаются в соответствии с требованиями к ним, перечисленными в документе «Межгосударственные стандарты для швеллера горячекатаного. Сортамент» утвержденного в 2001 году и вступившего в действие с 1го января 2002 года.
В документе прописаны для всех видов изделий такие характеризующие их моменты, как:
- область практического применения;
- сертифицированные стандартные виды изделий;
- допустимые габариты и процентные отклонения в соотношении массы и размеров;
- предельные возможные отклонения в готовом изделии от принятых нормативов.
В принципе, в этом документе есть абсолютно вся техническая информация о швеллерах, необходимая инженерам, но совершенно не прописаны ни условия транспортировки или хранения, ни особенности применения балок на практике, то есть нет информативного содержания, полезного строителям, а не проектировщикам.
Зато этот документ точно определяет по каким признакам готовое изделие классифицируется, то есть почему балки относят или к «А» или к «В».
Помимо этих, основных, стандартизированных видов балочных швеллеров, есть и перфорированные изделия. Перфорация может располагаться по-разному, но в любом случае она существенно снижает как массу, то есть – вес балки, так и ее прочность.
Но у такого вида швеллеров есть свои плюсы и свои специфичные моменты в применении, например, их используют для каких-либо каркасов с необходимостью сочетания прокладки различных проводов, кабелей и других средств, обеспечивающих коммуникационность или электроэнергию.
Такой вид балок нельзя использовать в областях, подразумевающих большие нагрузки на опоры, однако в качестве подспорья и дополнительного конструктивного элемента они не заменимы.
К тому же, именно такие швеллеры часто используют при возведении небольших домиков или иных конструкций на фермах или дачных участках, их же задействуют в постройке свинарников, птичников, конюшен и других похожих объектах.
Применение в строительстве
Швеллер горячекатаный используется очень широко. Эти балки востребованы при строительстве или в создании таких объектов, как:
- морские платформы, как предназначающиеся для добычи полезных ископаемых, так и для иных целей;
- платформы для буровых установок;
- пирсы и причалы;
- речные и морские суда;
- авиастроение;
- ангары, склады, цеха и другие целевые помещения, вплоть до деревенских амбаров;
- «боковые» запасные или же пожарные лестницы, другие виды лестничных конструкций;
- каркасы строений и их частей, то есть, к примеру – основа крыши или же – перекрытия;
- вагоностроение;
- мосты;
- высотные здания;
- бункеры и подземные хранилища;
- фундаменты;
- туннели метрополитена;
- шахты.
Это далеко не все области, в которых используются данные стальные балки. В принципе, швеллеры можно встретить повсеместно, от остановочных торговых павильонов до небоскребов, от железнодорожных вагонов до лайнеров и так далее.
Практическое использование швеллеров не допустимо без разработанного инженером проекта и утверждения этого документа. Это обусловлено тем, что разные виды материала выдерживают совершенно разные нагрузки.
Эконом-варианты данного типа балок, это как правило, изделия, выполненные из «остатков», разумеется они не имеют сертификации, их «поведение» при эксплуатации непредсказуемо, но «экономы» прекрасно справятся с ролью «скелета» небольшого павильона с пластиковыми стенами или же дачного двухэтажного домика.
При необходимости убрать различные провода под швеллер, ни в коем случае нельзя нарушать целостность балки, делая в ней выемки или отверстия, следует на определенных участках усилить всю конструкцию перфорированными изделиями.
Таких нюансов очень много, именно поэтому для разработки проекта, в котором подразумевается использование швеллера, требуется участие грамотного специалиста.
Цена
Цена швеллера горячекатаного будет зависеть от таких моментов, как разновидность изделия, его принадлежность к определённому классу, наличие соответствующих сертификатов и того, где планируется совершить закупку – у производителя или же в супермаркете строительных материалов.
В среднем, стоимость самого востребованного вида, а именно – «10П» с длиной в 12 метров и весом одной балки в 8,56 кг начинается в магазинах от 435 рублей за погонный метр, а у производителей – от 327 рублей, однако на заводе 10 балок или какое-либо иное «мелкое количество, вполне достаточное для постройки, к примеру, сарая или одиночного остановочного комплекса не купить, производители торгуют исключительно оптовыми партиями.
Стоимость более «продвинутых» изделий выше. К примеру, оцинкованный швеллер типа «20У» с длиной в 12 метров и весом в 18,45 кг будет стоить от 1220 рублей за погонный метр.
Один из самых «мощных» швеллеров, «22П» с весом в 21,2 кг и стандартом длины в 12 метров стоит от 1287 рублей, а самый простой «6,5У», весящий менее 6 кг – 240 рублей, за погонный метр.
В целом, цены начинаются от 235 рублей и верхнего предела не имеют, так как чем «современнее» обработаны балки и чем для большей нагрузки предназначены, тем дороже они стоят, при соответствии всем существующим стандартам, разумеется.
В целом, как строительный каркасный материал, швеллер используется очень давно, он является вероятно, ровесником сталелитейного производства. К примеру, швеллеры использованы при строительстве судоверфей в Европе еще 19 века, а среди применения в возведении зданий, самым ярким примером, безусловно, является Эйфелева башня. При возведении знаменитейшего моста «Солнечные ворота» в США так же использован каркас из швеллеров различных видов.
С того времени производственные сталелитейные мощности шагнули далеко вперед и современные балки швеллеры намного превышают своих предшественников по всем характеристикам и являются лучшим решением для каркасного строительства или изготовления чего-либо.