В России стеклопластиковую арматуру считают новинкой рынка. Однако, и в отечестве, и на Западе, материал придумали одновременно – в 60-е годы прошлого века.
После второй мировой стали активнее использоваться железобетонные конструкции. Начинал ощущаться дефицит металлов, необходимых для создания арматуры.
Заменить ее на стеклопластик рискнули, к примеру, в клееном мосте из дерева, возведенном в Хабаровске в 1975-ом. В 89-ом в том же Хабаровске сдан в эксплуатацию уже бетонный мост.
В нем использовали и стальную арматуру, но в сочетание со стеклопластиковой. На одной лишь композиционной проволоке держится переправа через реку Шкотовка. Она течет в Приморском крае.
Однако, это единичные объекты. На поток производство стеклопластиковой арматуры в СССР не поставили. Поэтому, широкая публика и восприняла материал, завезенный после перестройки с Запада, как новинку.
В Европе стеклопластиковая арматура, напротив, «прижилась» сразу. Уже полвека материал используется и в частном, и в государственном строительствах.
Характеристики и свойства стеклопластиковой арматуры
По составу героиня статьи – это смолы и стекловолокно. Последнее представляет собой продавленный через экструдер расплав стекла. Отверстие аппарата регулируется от нескольких миллиметров до пары сантиметров диаметра.
На выходе получается стеклянная нить. Она утрачивает привычные свойства стекла, начинает легко гнуться, но перестает разбиваться. Перестает стекловолокно и плавится от жара, вступать в химические реакции, притягивать пыль и накапливать статическое электричество.
Смолы в производстве стеклопластиковой арматуре используются в качестве связующих элементов. Они скрепляют основные волокна. Готовые изделия выдерживают нагрев до 1000 градусов, легко сматывается в бухты.
Вес стеклопластиковой арматуры примерно в 5 раз меньше чем у стальной. На фоне последней героиня статьи выделяется и размерами. Для одинаковых объектов, к примеру, фундаментов аналогичных домов используют классическую проволоку примерно на 2 миллиметра шире стеклопластиковой.
Это при равных нагрузках. Экономия заключается так же, в возможности производить непрерывную нить стекловолокна. Заказчики получают пруты нужной длины, исключая выброс обрезков.
Обычную арматуру стеклопластиковая превосходит, так же, в прочности на разрыв. Растяжение стальных прутов не превышает 390-та мегапаскалей. Предел растяжения полимерной арматуры в 3 раза больше. К тому же, новинка не подвержена коррозии, ведь не содержит в составе металлов, в частности, железа.
Прогнозируемый срок службы героини статьи равен 50-ти годам. Стеклопластиковая арматура для фундамента, к примеру, «отработает» не меньше, ведь будет изолирована от внешних воздействий.
Полимер, кстати, подходит и для межрядного армирования стеновой кладки. Стекловолокно не проводит тепло. Показатель его прохода сквозь полимер в 100 раз меньше, чем у стальной арматуры. Так что, упрочнение стен не приведет к потерям тепла.
Виды стеклопластиковой арматуры
Начнем с внешних отличий стеклопластиковой арматуры. Она, кстати, входит в число композитных и обозначается буквами «АСП». Бывает еще базальтопластиковая. Ее маркировка – «АБП» «АУП» — обозначение для углепластиковой «проволоки». «АЭСП» — стеклоармированный вариант на основе полиэтилентерефталата.
Так вот, волокна в героини статьи могут различаться конфигурацией. Обычно, наслоения стекла делятся на 2 ряда. Первый – параллельные нити, второй – закрученные по спирали.
Но, встречается и продукция, в которой основные волокна заплетены в косичку. Бывают и абсолютно гладкие пруты. Рифленая арматура лучше сцепляется с бетоном. Чтобы с ним сцепилась и гладкая, ее посыпают мелким песком, «сажая» его на эпоксидную смолу.
По сечению можно купить стеклопластиковую арматуру диаметром от 4-ех до 18-ти миллиметров. Самая ходовая – 8-миллиметровая. Хотя, мосты в Хабаровске и Приморском крае, упомянутые во вступлении к статье, построены с использованием арматуры минимального сечения.
Имея дело с непривычным материалом, многие строители перестраховываются, закладывая пруты большего диаметра, чем требуют расчеты. Разбег между соседними позициями составляет 2 миллиметра. Так, после 4-миллиметровой арматуры идет 6-миллиметровая. За ней следуют восьмерка, десятка, «проволока» с сечением в 12 миллиметров.
Производство стеклопластиковой арматуры
Армирование стеклопластиковой арматурой набирает обороты, поскольку их набирает и производство полимерных укреплений. Их выпуск требует меньших затрат, чем изготовление стальных прутов.
Оборудование для изготовления стеклопластика малогабаритное и обслуживается командой всего из 2-ух человек. За счет скрутки товара в бухты и малого веса, его перевозят даже в багажниках легковых авто.
Сырьем для производства стеклопластиковой арматуры служит стеклоровинг. Это переплавленное алюмосиликатное стекло, вытянутое в нити, чей диаметр не превышает 20-ти микрон.
Пучки стеклоровинга пропитывают маслами. В ванную для пропитки добавляют, так же, ацетон, этиловый спирт, смолы. В емкость волокна погружают слегка нагретыми. Это способствует проникновению раствора внутрь стекла.
После пропитки материал натягивают фильерами. Сформированные ими заготовки отправляют на обмотчик. Если поверхность продукции рифленая, обмотку делают толстой. Для арматуры с гладкой поверхностью и песчаной обсыпкой второй слой стеклопластика наносят тонкий.
Чтобы все компоненты арматуры сцепились, заготовки прогоняют через тоннельную печь. После нее, изделия попадают в холодную ванную. Остается вновь провести арматуру через протягивающее устройство и смотать в бухты. Если нужны заготовки определенной длины, «проволоку» разрезают в соответствии с заказом.
Плюсы и минусы стеклопластиковой арматуры
Сетка из стеклопластиковой арматуры часто применяется во время работ при минусовых температурах. Холода заставляют добавлять в строительные растворы добавки, ускоряющие, к примеру, застывание бетона.
Сторонняя химия нежелательна для стальной арматуры, вызывает ее коррозию. Применение стеклопластиковой арматуры в холода безопасно для состояния прутьев, поскольку их материал не вступает в реакцию с добавками.
Равнодушие стеклопластика к воде позволяет использовать арматуру из него на заболоченных участках, при укреплении зыбких грунтов. Проработать можно и откосы ливневых каналов, ведь укрепления не заржавеют.
Не заметна стеклопластиковая арматура не только для химикатов, воды, но и радиоволн. Поэтому, полимерный материал сразу приметили на РЛС. Радиолокационные станции ведут работу по обнаружению наземных, морских и воздушных объектов. При этом, самим нужно оставаться засекреченными. Стальная арматура в конструкциях здесь не помощник.
К основным минусам стеклопластиковой арматуры относят малую устойчивость к низким температурам. Спокойно работать с новинкой получается лишь до -10-ти градусов. Если столбик термометра опускается ниже, материал начинает ломаться, теряет гибкость.
Для связки арматуры из стеклопластика и хомуты используются пластиковые. Они держат конструкцию хуже вязальной проволоки. Хотя, не воспрещается именно ей и воспользоваться.
Цена стеклопластиковой арматуры и отзывы о ней
На 30% дешевле обычной. Таков средний запрос за стеклопластиковую арматуру. Цены разнятся в зависимости от диаметра прутов. Так, метр 4-миллиметровой арматуры стоит около 10-ти рублей.
За 6-миллиметровый вариант просят 15. Метр 8-миллиметровки оценивается примерно в 25 рублей, а 10-миллиметровки – в 30. Если покупать 50-метровую бухту, получается солидная экономия. Так, 50 метров десятки стоят в районе 1 600 рублей.
Отзывы стеклопластиковая арматура собирает положительные при условии правильного ее использования. На изгиб, к примеру, новинка работает плохо.
Соответственно, в плиты перекрытия стеклопластик лучше не закладывать, либо выбирать пруты максимальной толщины. В этом случае вырастет модуль упругости, но теряется экономическая выгода приобретения.
Что же касается фундаментов всех мастей, стен, применение стеклопластикового усиления- милое дело. Находятся и те, кто нахваливает полимерную арматуру на своем дачном участке.
Так, на одном из интернет-форумов высказался Kostan: — «Взял для подвязки помидоров вместо штапиков. Весьма доволен)». Пусть решение и забавно, оно является поводом для обсуждения материала. Новинка уже на слуху, а вскоре, по прогнозам экспертов, будет и в большинстве домов, мостов и заводских помещений.